Удивительно, но у меня второй день хорошее настроение и полный порядок со здоровьем, а посему пишу пост, который должен был тут появиться еще неделю назад. Пост о Толстом, Анне Карениной и моих впечатлениях.
Отучившись на филологическом факультете, я, к своему стыду, практически не читала Толстого. Если быть точнее, то читала только трилогию "Детство. Отрочество. Юность." и Войну и мир". Читала, потому что задавали в школе. При всей моей любви к книгам, Толстой входит в список самых нелюбимых авторов. Так уж сложилось. Естественно, читать что-то помимо программы не хотелось и даже на курсах, когда проходили "Анну Каренину", я каким-то чудом избежала прочтения этой книги, о чем совершенно не жалею.
Но это предыстория. А теперь о главном. Примерно летом этого года моя мама начала меня практически пытать, чтобы я нашла в интернете и скачала "Анну Каренину" режиссера Сергея Соловьева. Уж очень ей хотелось посмотреть последние роли Янковского и Абдулова. Тогда я фильм не нашла, а потом и вовсе про него забыла. А тут вдруг на торренте попалась раздача и я решила качнуть. Решение было простое: если уж не прочитала, то хоть посмотрю. Посмотрела... Двухчасовую версию. Посмотрела... и удалила. Говорить, что мне уж очень НЕ понравилось - не буду. Это не так. Скорее, этот фильм оставил меня равнодушной и желания взять книжку в руки явно не появилось.
Что касается фильма в целом, то снят он красиво. Чуть расплывчато, как будто мазками. Очень похоже на картины ранних импрессионистов. Прекрасные интерьеры и костюмы, неплохая музыка (хотя могла бы быть и лучше, но Боже, видимо я слишком многого хочу). Это, пожалуй, всё что мне понравилось.
Поскольку книгу я не читала, то оценивала фильм в чистом виде. Думаю, что если бы в свое время я удосужилась бы прочитать роман, моему негодованию не было бы предела, ибо на мой взгляд, недостатков больше, чем достоинств.
Во-первых, игра актеров. Анна Каренина (Татьяна Друбич, а по совместительству бывшая жена Соловьева) весь фильм с одним единственным выражением лица. Я всегда наивно полагала, что хорошему актеру\актрисе необходимо уметь выражать эмоции не только с помощью слов, но еще и с помощью мимики. Оказывается, чтобы сыграть Каренину, пятидесятилетняя Друбич сделала подтяжку. Какие уж тут эмоции на лице!!! Вронский (он же Ярослав Бойко) - абсолютно безликий, весь фильм как мумия. В сравнении с ним старый Каренин (Олег Янковский) явно выигрывал, так что я два часа недоумевала, как можно было променять его на Вронского. Хотя надо отметить, что и сам Янковский мог бы сыграть лучше. Его талант и мастерство не были полностью раскрыты или полностью задействованы в фильме. Китти и Долли (Мария Аниканова и Елена Дробышева) в фильме оказались для массовки. Казалось, что если их выкинуть из фильма, то ничего особо не поменяется. Стива (Александр Абдулов), простите, но бледная тень самого себя. А можно было отыграть как следует. Порадовала Вронская (Екатерина Васильева). 5-7 минут на весь фильм, но запомнилась. Вот оно настоящее актерское мастерство. Отдельно хочется сказать про Сергея Гармаша. В роли Левина он мне не очень понравился, а вот его авторский текст за кадром звучал приятно, тепло и по-домашнему непринужденно. Про остальных писать смысла не имеет. Совсем уж оказались массовкой. Стоит так же отметить, что аристократичностью похвастаться не может никто. Если только Янковский.
Во-вторых, не понравились авторские находки, с позволения сказать. Белое световое пятно на лице Карениной было вообще непонятно. К чему это? Зачем это? Психоделика, на мой взгляд, была излишней. Сцена с голой супружеской парой в поезде - явный перебор. Далее, наркотики. Очень я сомневаюсь, что у Толстого основной причиной такого поведения Анны были наркотики. Уж слишком он любит глубину и психологизм. А наркотики - это в духе нашего времени. Возможно, это авторское прочтение знаменитого произведения, но если так, то получилось неудачно.
Что в итоге? В итоге два часа красивых картинок и платьев, психоделика и актеры, которым так и хотелось сказать знаменитое: "Не верю!" Лично я не увидела ни трагедии Анны, ни трагедии Вронского, ни трагедии Каренина. Всё осталось каким-то недосказанным, будто Соловьева обрывали на полуслове.